Гатчина
Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник
Наша компания предлагает Вашему вниманию следущие туры и экскурсии по Санкт-Петербургу и пригородам:
Классический Петербург, Пушкинский Петербург, Литературный Петербург, Пушкинские места Северо-Запада России, Великолепие Северной столицы, Санкт-Петербург - Круиз на "VIKING LINE" в Стокгольм (3 дня) - Санкт-Петербург, Блистательный Петербург, Блистательный Санкт-Петербург, Выходные в Петербурге, Град Святого Петра – новая столица России, Красуйся град Петра ... , Петербург – музей под открытым небом, Петровский Парадиз, Шедевры Северной столицы, Экскурсии по Санкт-Петербургу. |
Адрес:
188350, Ленинградская область, г. Гатчина, Екатеринвердepский просп., 1
Проезд:
Электропоезд с Балтийского или Варшавского вокз. до ст. "Гатчина"
Гатчинскии дворец занимает главное место в дворцово-парковом ансамбле г. Гатчины. В его богатой событиями жизни можно выделить три периода.
Первый период начался в 1766 году, когда на пологом берегу естественного озера с хрустально чистой водой по проекту А. Ринальди началось строительство дворцового здания для фаворита Екатерины II графа Г. Орлова. В 1781 году был возведен центральный корпус в три этажа, соединенный двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками и внутренними прямоугольными дворами, так называемыми «каре» - Кухонным и Конюшенным (впоследствии Арсенальным). Все сооружение было отмечено чертами раннего классицизма. Обогатив привычную схему дворянского загородного дома выразительной пластикой, архитектор ввел в композицию необычные дополнения: десять граненых башен и подземный ход к берегу Серебряного озера, тем самым придав дворцу вид средневекового английского замка.
Удлиненные пропорции узких вестибюлей с полуциркульными сводами усиливали ореол таинственности.
В облицовке фасадов и коридоров первого этажа Ринальди использовал разновидности местных гатчинских известняков, отличающихся богатством и тонкостью цветовых оттенков.
В 1783 году начался второй период. Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла I. При новом владельце в 1790-е годы архитектором В. Бренной была произведена перестройка дворца. Не меняя композиции здания, Бренна надстроил боковые каре до уровня галерей, а последние сделал закрытыми, разместив в них новые залы. Дворцовый плац он оформил рвом с четырьмя мостами, решетками и пушками. Тем самым дворец еще сильнее стал напоминать феодальный замок.
Камерным интерьерам Ринальди В. Бренна придал черты торжественной парадности, органично включив в сложившийся ансамбль новые дворцовые залы. Они отличались четким замыслом, использованием неиссякаемого арсенала античных традиций, органическим соединением архитектуры с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных стран.
Третий период в истории Гатчинского дворца связан с его превращением в одну из резиденций Николая I. В 1845-1856 годах архитектор Р. Кузьмин вновь отстроил боковые каре. Не изменив их конфигурации, он облицевал наружные фасады парицкой и ротковской плитой. В угловой башне Кухонного каре на месте церкви,некогда возведенной по проекту А. Захарова, была сооружена новая, а в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины.
Предпринятая по проектам Р. Кузьмина перестройка дворца закончилась тщательной реставрацией комнат конца XVIII века, устройством новой парадной лестницы в центральном корпусе и новым оформлением Бастионной стены перед дворцом. Вместо прежних решеток был возведен сплошной парапет из ротковского плитняка с амбразурами и бастионами для пушек. По модели И. Витали возле стены была установлена бронзовая статуя Павла I. После победы Октябрьской революции Гатчинский дворец был превращен в государственный музей, залы которого 19 мая 1918 года открылись для народа. Для обозрения были открыты все залы дворца, имеющие историко-художественную ценность. В центральном корпусе и в галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не сохранивших целостного характера, устраивались выставки произведений из богатейших дворцовых фондов. Война 1941-1945 годов нанесла дворцу сильнейшие повреждения, особенно сильно пострадала дворцовая отделка. Сотрудникам удалось спасти только основные коллекции и архив дворца. Сейчас залы Гатчинского дворца реставрируются. Особое значение в восстановлении дворцовых анфилад имеет спасенная в годы войны коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров дворца, выполненных с виртуозным мастерством и предельной точностью в передаче предметов убранства и характера отделки художниками Л. Премацци и Э. Гау.
|